Мифы алкоголиков

Лицензия № ЛО-55-01-001182 на осуществление медицинской деятельности

Главная Мифы алкоголиков

Мифы алкоголиков

Алкоголизм – проблема века

Алкоголизм – это одна из наиболее серьезных проблем нашего времени. Несмотря на то что, алкоголизм сам по себе редко приводит к смерти человека, многие специалисты сравнивают масштабы этой проблемы с раком или туберкулезом.

Как и при любой болезни, весь период проистечения алкоголизма специалисты подразделяют на отдельные этапы.

Первоначальной стадией является патологическое влечение к спиртному. Она характеризуется повышением уровня толерантного отношения к алкоголю, то есть человек начинает принимать все большие объемы спиртных напитков. На этом этапе у людей, подверженных алкоголизму, появляются незначительные провалы в памяти и потеря рвотного рефлекса, который обеспечивает защиту организма от отравления.

Уже на первом этапе человек при приеме спиртного теряет над собой контроль, как говорится, «отказывают тормоза» и пропадает чувство меры.

Наступление второй стадии диагностируется при впадении человека в «постоянный» похмельный синдром. В это время у больного алкоголизмом наблюдаются серьезные вегетативные и психические расстройства. Человек постоянно находится в плохом настроении, увеличивается потоотделение, повышается артериальное давление. На второй стадии в жизни человека твердо обосновываются запои. Уже на этом этапе развития болезни у больного алкоголизмом могут возникать алкогольные психозы, которые перекочевывают в третью стадию.

Завершающая стадия характеризуется снижением принимаемых доз спиртного, а сам больной из буйного превращается в тихого. Финальным этапом является деградация личности.

Когда привычка превращается в болезнь.

Синдром зависимости от алкоголя включает в себя:

  • сильное желание принять алкоголь или настоятельную потребность в его приеме;
  • нарушение способности контролировать потребление алкоголя;
  • употребление алкоголя, как в будни, так и в выходные дни, несмотря на социально сдерживающие факторы;
  • прогрессирующее пренебрежение к альтернативным удовольствиям и интересам;
  • продолжение употребления алкоголя, несмотря на очевидные вредные последствия;
  • абстинентный синдром (похмелье);
  • опохмеление;
  • повышение толерантности к алкоголю.

При наличии одновременно трех вышеперечисленных признаков в течение одного месяца или периодически повторяющихся в течении одного года мы имеем перед собой заболевание, которое нуждается в специальном лечении.

Вывод из запоя: проведение дезинтоксикационной (капельница), седативной (введение успокоительных препаратов), симптоматической терапии с целью купирования последующего алкогольного абстинентного (похмельного) синдрома.

Купирование алкогольного абстинентного (похмельного) синдрома: проведение инфузионной (капельница), седативной (уколы, таблетки), симптоматической (коррекция нарушений в организме, полученных в результате токсического воздействия алкоголя и продуктов его распада) терапии.

Дальнейшая реабилитация больных хроническим алкоголизмом: работа с пациентами и родственниками, психотерапевтическое переформирование личности, психотерапевтическая коррекция личности, обучение аутотренингу, советы по приему лекарственных препаратов при проявлениях тяги к алкоголю.

Мифы алкоголиков:

Миф первый: «Я должен сам захотеть бросить пить».

Забота алкоголика о собственной свободе и праве выбора очень трогательна и одновременно смешна. Она напоминает разговоры привязанного на коротком поводке пленника о том, что он не может принять постороннюю помощь и не соглашается на побег до тех пор, пока не захочет этого сам. По большому счету он прав – без личного страстного желания ничего не сделаешь. Однако он заблуждается в том, что сможет захотеть этого самостоятельно. Состояние привязанности к чему-либо само по себе не способствует рождению желания свободы. Лишь серьезные отрицательные последствия этого ложного выбора могут постепенно повернуть голову человека в направлении свободы. Пока алкоголика не клюнул жареный петух, не стоит ждать быстрых положительных результатов. Пьяное состояние подобно болоту (не зря Гераклит говорил о том, что душа пьяницы «влажная»), а желание трезвости можно уподобить искре света (тот же Гераклит сравнивал трезвую душу с «сухим огнем»). Сильный огонь способен постепенно высушить болото, однако огненная искра попросту не вспыхнет в болотной жиже. А если вопреки законам физики такое чудо все же произойдет, то загоревшийся огонь не сможет удержаться долго. Болото – это символ инерции, грозной силы, способной гасить самые лучшие порывы. Но если представить, что «пьяное Я» не просто олицетворение неподвижной ленивой стихии, сметающей светлые устремления, но активная злая воля, тогда становится понятно, почему тезис алкоголика: «Я должен сам захотеть бросит пить» нельзя принимать всерьез. Он никогда не захочет этого сам без какого-то серьезного внешнего воздействия – тяжелой травмы или хорошо организованной помощи – лечения.

Миф второй: «Право имею…»

«Я имею полное право выпить, сколько хочу: всяческое давление на меня в сторону трезвости есть незаконное ущемление моих свобод».

Мысль даже с правовой точки зрения явно неполная, ибо ограничивается правами самого алкоголика, который не желает понимать, насколько пьянство ущемляет права всех, кто его окружает. Ущемляется право жены на внимание и материальный достаток. Ущемляются права детей на счастливое детство без побоев, оскорблений и постоянных скандалов родителей, свидетелями которых ребятам часто приходится быть. Ущемляются права сослуживцев на равноправие в обязанностях, систематически нарушаемые им, как пьяным прогульщиком. Ущемляются права начальника на выполнение производственного плана, который регулярно срывается. Ущемляются права соседей на тишину и вечерний отдых, взрываемый криками терзаемой жены. Ущемляются права граждан на улицах, нередко нарывающихся на угрозы и приставания пьяницы.

Выступления алкоголика по поводу своих прав могли бы показаться справедливыми, но только в том случае, если бы он своим последующим поведением показал, что вполне может пить, не доставляя никаких неприятностей своим ближним или дальним.

Однако, как правило, он демонстрирует такое поведение, что всем, кто сталкивается с ним, становится ясно – он не имеет права выпить даже рюмку, поскольку патологически не способен держать себя в руках и тем самым уважать чужие права. Если алкоголик не имеет семьи, живет один, не работает, например, находится на пенсии или получает пособие как инвалид, он имеет больше морального права возразить окружающим: делаю, что хочу, долг жизни выполнил, ничего больше не интересует. И то только в том случае, если он своим пьяным видом не доставляет неприятностей решительно никому. Однако если у алкоголика есть семья и он работает, он не сможет пить, не доставляя при этом никаких неприятностей миру.

Почему же жены многих пьяниц и алкоголиков так легко покупаются на пьяный бред о правах человека? Неужели у них нет прав защищать себя, а у него есть права систематически угнетать ближних? Жена, всерьез поверившая в эту байку, заслуживает еще более жесткого к себе отношения.

Миф третий: «Лечение в любых видах и формах вредит здоровью и психике».

Эту байку говорит своей жене практически любой пьющий муж. О том же говорят между собой, разливая водку, миллионы пьющих мужчин. «Не буду лечиться, и все, не хочу дураком стать», - говорит очередной светоч духа и носитель «большого ума» своей жене, измученной бесплодными уговорами и попытками склонить его к лечению. При этом обычно приводится тысяча примеров, вроде того, что чей-то муж поддался на уговоры жены и тещи, пошел лечиться и «сделался дураком».

Подобные разговоры относятся к типичным уловкам и уверткам деформированного алкоголем сознания, которое не желает что-либо менять в привычном укладе жизни. Вполне понятно, зачем так обманывают себя пьющие мужчины. Но совершенно непостижимо, почему этому всерьез может поверить жена. Мне не один раз приходилось выслушивать такие доводы от жен, адские страдания которых не вызывали никаких сомнений. Эти женщины испытывали настоящий шок при ответе на вполне законные соображения о том, что дураками гораздо чаще становятся как раз те люди, кто отказывается от лечения и продолжает пить до «победного конца» (то есть – до того момента, когда они оказываются полностью побежденными врагом – «зеленым змием»).

Все это доказывает, что многие женщины, находясь в тяжелой, почти смертельной ситуации, сохраняют странную готовность быть обманутыми. Непонятно почему, но они, не утруждая себя серьезным умственным напряжением, легко принимают на веру все легенды и мифы, которые сочиняет пропитанным алкоголем лживый мозг.

Миф четвертый: «Я брошу пить завтра».

Какую женщину муж-алкоголик в течение многих лет не кормил этими завтраками? Каждый алкоголик периодически это делает. Самое интересное состоит в том, что он верит в собственную ложь. Когда потом вы ему предъявляете претензии – почему он сорвался? – он может оскорбиться, может промолчать, но в своей собственной душе он так и не сможет объяснить, а что же произошло? Конечно, после завтрака обязательно последует ужин, где в качестве первого, второго и третьего он может предложить вам одно-единственное «блюдо» - свой пьяный вид. Конечно, в пьяном состоянии он, как правило, не будет ничего обещать. Напротив, нередко алкоголик или опровергает собственное же обещание бросить пить, утверждая, что «ничего такого не говорил», или, как обычно, выворачивается. Об этом рассказывает старинный анекдот:

Жена пьяному мужу:
- Пообещай, что больше пить не будешь!
- Хорошо, обещаю: больше пить не буду.

Вечером он снова приходит пьяным.

- Ты же обещал, что больше не будешь!
- Я обещал: больше не буду, но и меньше тоже.

Женщины, если вы хотите, чтобы ваши мужья, в конечном счете, преодолели свой недуг и если для этого вы согласны бороться со злом, научитесь разбираться в тех байках, которыми словно лианами, он оплетает ваше сознание и окутывает вас. Имейте мужество не верить пустым россказням, какими бы красивыми они ни были.

Миф пятый: «За вас же и страдаю…»

«Во всех моих бедах виновата семья – дети, родственники и больше всех жена, и потому я пью».

Во взаимоотношениях между людьми часто работает закон силы. В таком случае они складываются так: кто сильнее, тот и прав. Тем более между близкими людьми, супругами. В семье, где муж пьет, сила действия этого закона обостряется. Муж занят делами явно неправедными. В утренние часы во время похмелья его часто преследует чувство вины. Постоянно находиться в таком состоянии невозможно, тем более что недовольство жены тоже чаще всего высказывается после пьянства. Двойной пресс отрицательных эмоций иногда кажется алкоголику настолько тяжелым, что перенести его давление у него, оказывается, нет сил. Единственный способ, позволяющий отбить атаки жены и сохранить необходимое самоуважение и чувство правоты (без него можно рассыпаться на части) – это ответные удары и обвинения. «Да, я пью, но пью из-за вас всех, а главным образом из-за тебя, дура, ведь ты погубила всю мою жизнь!» (Дальше обычно идут в ход непечатные выражения и, возможно, пускаются в ход кулаки.) Многие жены принимают его логику не только потому, что он их запугал. Они по своей структуре личности настолько неспособны к самостоятельности, что всегда ищут сильное плечо, к которому можно было бы прислониться. И даже в том случае, если это плечо вдруг превращается в занесенный кулак, они все равно идут на подобный тип отношений. Женское сознание часто склонно к унижению и мазохизму: женщина не только соглашается с обвинениями, но даже усиливает, самостоятельно разрабатывает и развивает их, убеждая себя – я действительно погубила. Правота в этом самоедстве только одна – да, погубила, только не тем, что плохая, а тем, что слабая, покорная, уступчивая, постоянно пасующая перед злом. Если бы умела сопротивляться пьяному «Я» с самых первых дней знакомства еще до брака, может быть, и победила бы врага, убила его в зародыше. Все прекрасно знают об излюбленной привычке пьяниц и алкоголиков находить повод для выпивки. Каждый раз придумывается какой-то торжественный случай или праздник. Поскольку пьют каждый день, то получается прямо по Хэмингуэю: «Праздник, который всегда с тобой».

Подобное свойство всех пьяниц и алкоголиков хорошо иллюстрирует следующий анекдот:

Доктор пациенту:
- Спиртное употребляете?
- Только по торжественным случаям.
- А что вы считаете такими случаями?
- Когда у меня есть что выпить.

Изощрения алкоголиков в придумывании разнообразных поводов для выпивки приводят их ко все большей лжи.

Миф шестой: «Когда я захочу, тогда смогу бросить пить самостоятельно»

Байка, она на то и байка, что в ней всегда содержится некоторый процент истины, на который, как на крючок, попадаются легковерные души. Конечно, невозможно бросить пить, если человек не захочет этого сам. Нельзя извне внедрить в сознание алкоголика желание трезвости, если все его существо этому активно сопротивляется. Верно, что возможность бросить пить (кстати говоря, открытая для любого алкоголика всегда) становится реальной только тогда, когда в пьяной душе загорится первый огонек желания трезвости. Однако ложь заключается не только в том, что алкоголик не сможет всерьез захотеть быть трезвым в любой момент и по своему желанию. Точно так же он не сумеет удержать свое желание быть трезвым в течение длительного времени и, таким образом, пересилить желание выпивки. Без посторонней продуманной и целенаправленной помощи он ни за что не сможет пробудить в себе этот порыв. Если оставить все как есть, пустить жизнь на самотек и не стремиться целенаправленно, излечить его от недуга, возможно, он вообще никогда всерьез не захочет (а не всерьез не считается!) избавиться от своей патологии.

Если какая-либо жена верит, что он действительно когда-нибудь сам захочет трезвости и сумеет удержать в себе желание трезвости, она очень глубоко ошибается. Маловероятно, что случится чудо: лучше оставаться реалистом. Гораздо вероятнее, что он никогда не захочет, а потому и не сможет вернуться к трезвому образу жизни.

 

© «Клиника психотерапии Доктора Бабикова В.Г.»